Про этнофутуризм
Выставка картин саранских художников Николая Рябова и Юрия Дырина, работающих в стиле этнофутуризма и этносимволизма, открылась в Художественной галерее 16 июня. Выставка продлится до 12 июля, работая в рамках фестиваля, посвященного 320-летию Сарова.
Этнофутуризм – очень молодое течение, возникшее лет тридцать назад в эстонской литературе, быстро распространилось также в музыке и изобразительном искусстве финно-угорских народов (к ним относятся эрзя и мокша). И совершенно логично встроилось в систему постмодернизма, присущую всей современной культуре. Один из принципов постмодернизма – цитатность: мысли, идеи, почерпнутые у предыдущих поколений, перерабатываются под современные условия, становясь вполне актуальными и более того – функциональными.
Поскольку немалой частью Саров располагается именно на мордовских землях, то и нам это направление в искусстве сродни.
Искусствовед О.Ватулина устроила яркое представление для гостей: видеосюжеты об этнофестивалях – камвах и показах этномоды, мультфильм «Куйгорож» (проект «Гора самоцветов»), художником-постановщиком которого работал Ю.Дырин, знакомство с Н.Рябовым (на фото), приехавшим на открытие своей второй выставки в нашем городе.
Оба живописца имениты – члены Союза художников России, их работы находятся в государственных музеях, а также частных коллекциях России и за рубежом. Н.Рябов – кандидат исторических наук. Его этносимволические эксперименты выстроены на глубоком методичном изучении знаковой системы древней мордвы, цветовой символики, верований и обрядов. В галерее с полотнами в стиле «этно» соседствуют картины на античные, мифологические и евангельские сюжеты, реалистичные пейзажи и натюрморты.
В работах Ю.Дырина, примитивистских по форме и безудержно ярких по колориту, – смысловая многослойность и философичность. Вроде лубок, сказка… Но сквозь простодушную яркость отрешенно глядит седая мудрая древность.